Эко-катастрофа дошла до Одессы: обнаружен мазут протяженностью в два километра
15 декабря прошлого года в Керченском проливе произошла экологическая катастрофа, спустя месяц ее последствия коснулись и жемчужины у Черного моря.
В результате шторма два нефтяных танкера класса Волгонефть потерпели крушение и нанесли непоправимый вред окружающей природе.
«Волгонефть-212», которому в день катастрофы исполнилось 55 лет, и «Волгонефть-239» перевозили ресурсы для нефтепереработки и разломились пополам. Топочный мазут марки М100 разлился по всему морю. Аналогичная катастрофа уже случалась в водах Черного моря еще в 2007 году. С тех пор так и не нашли способ или средства, способные очистить воду от мазута.
Что стало причиной крушения?
По версии старшего механика «Волгонефти-212», их судно стояло на воде с 3 декабря и ожидало подхода накопителя, чтобы передать ему груз. Однако 14 декабря объявили штормовое предупреждение, и танкер последовал в безопасное место в поселке Заветное. Остановиться там руководство порта не дало согласие и порекомендовало остановиться рядом «Волгонефтью-239» и переждать там непогоду. По прогнозам, шторм должен был закончиться 15 декабря в 16:00. Однако еще 8:40 того злосчастного дня судно переломилось на две части. Через несколько часов появились сообщения о том, что «Волгонефть-239» тоже терпит бедствие.
Стоит отметить, что танкеры «Волгонефть» предназначены для функционирования на реках, водохранилищах и ограниченно в прибрежных морских районах. Максимально допустимая высота волны для «Волгонефти-212» — 2,5 метра, а для «Волгонефти-239» — не больше двух метров. Утром 15 декабря волны достигали девяти метров, а скорость ветра превышала 20 м/с.
Членов экипажа «Волгонефти-212» эвакуировали на вертолёте. До того, как судно полностью уйдет под воду, сняли восемь человек. После – ещё троих. Один матрос погиб. Капитан корабля Леонид Волегов сейчас находится под стражей и обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего погиб человек.
Во время аварии Волегов наглотался воды с мазутом, потерял сознание и получил обморожение. Его госпитализировали в больницу Анапы.
По словам главного механика, ошибки в действиях экипажа не было. При крушении все действовали согласно инструкции.
Весь экипаж «Волгонефти-239», состоящий из 14 человек, удалось спасти. Его капитану суд назначил домашний арест.
Последствия крушения
В результате крушения, тысячи тонн мазута попали в воду. От разлива пострадали тысячи животных, уникальные песчаные пляжи Анапы теперь загрязнены нефтепродуктами, и возможно, такая же участь ожидает другие города.
На сегодняшний день у Тамани, Анапы, Новороссийска, Туапсе и Сочи нашли тела около 70 погибших дельфинов. Больше всего пострадало побережье Краснодарского края. Зооволонтеры в Анапе спасли десятки тысяч птиц, покрытых мазутом, но, по мнению экологов, только 10% из них смогут выжить, так как мазут разрушает защитный слой на их перьях, что делает их уязвимыми к холоду и отравлению.
С 19 по 25 января из кормовой части танкера откачали около полутора тысяч тонн нефтепродукта, несмотря на это мазут продолжает распространяться по Черному морю и уже дошел до берегов Одессы.
Какую опасность несет мазут Одесскому побережью?
Еще 5 января мазут зафиксировали на берегах Севастополя. Тогда эколог Владислав Балинский предупредил, что двигаться он будет в сторону Одессы и последствия этого будут ощущаться еще долгие годы.
Он призвал руководство Одесской области разобраться с канализационными стоками в море и искоренить их. По его мнению, это необходимо сделать, чтобы спасти одесское побережье от экологической катастрофы.
«В нашем случае море будет самоочищаться. Максимум, что мы сможем делать, чтобы ему помочь, это собирать мазутные сгустки с побережья. Но в идеале необходимо уменьшить антропогенное воздействие на наш Одесский залив. Ибо если будет накладываться одно на другое, нас ждет катастрофа. Я сейчас имею ввиду слив в море ливневок, канализационных стоков, которые происходят, но, виновников, почему-то, не могут найти. Власть тоже отмалчивается. Хотя все это очень опасно, потому что Одесский залив может не выдержать. И мы окажемся в сточной канаве, где распространяются смертельные инфекции», – отметил эколог.
10 января в Одессу прилетели птицы, покрытые мазутными пятнами.
Экс-министр экологии России и научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян предупредил о том, что «языки мазута» могут дойти до Одессы, а также затронуть Болгарию, Румынию и даже Турцию.
Экологи прогнозировали, что мазут доберется до Одессы только весной, но еще вчера на берегу Одессы были обнаружены пятна мазута. Сгустки нефтепродуктов обнаружены на протяженности в два километра.
К очистке берега от мазута призвал доктор биологических наук и начальник научно-исследовательского отдела национального парка «Тузловские лиманы» Иван Русев: «Последствия таких экологических катастроф не имеют предела, и тысячи тонн вылившегося в море мазута повлекут за собой большую беду для природных экосистем Черного моря и его биоразнообразия. Нужно его срочно собирать, потому что он, когда начнется повышение температуры, будет очень токсичным для жизни на побережье, для жизни биоразнообразия, для здоровья людей».
Новости на Блoкнoт-Одесса