Блокнот
Одесса
Среда, 17 декабря
Происшествия, 1 минуту назад

С крушения танкеров прошел год, но Черное море будет нести его последствия еще десятилетия от Краснодара до Одессы

Катастрофа в Керченском проливе в декабре 2024 года, когда затонули два старых российских танкера с тысячами тонн мазута, стала одной из крупнейших экологических трагедий и откровенно показала уязвимость Чёрного моря.

Однако этот инцидент — лишь часть хронического загрязнения, которое усугубляется военными действиями и системными проблемами судоходства. В этой статье мы разберёмся, какой ущерб уже нанесён, почему угроза сохраняется на годы вперёд и что ждёт море в будущем.

Прошел год с масштабного крушения танкеры, но последствия этой катастрофы волны Черного моря разносят до сих пор по всем берегам и будет разносить еще долго.

Мёртвые птицы, загрязнённые пляжи и срыв туристических потоков

За этот год пострадали десятки тысяч особей. Пернатые, попав в нефтяную плёнку, теряли способность летать и сохранять тепло, гибли от переохлаждения, а пытаясь очистить оперение, травились мазутом. По официальным данным, погибло более 20 тысяч птиц, и лишь около двух тысяч удалось спасти и реабилитировать.

На берегу также находили десятки мёртвых дельфинов.


Работы по очистке приобрели гигантские масштабы: было собрано свыше 185 тысяч тонн загрязнённого песка и грунта. Туристический сезон 2025 года во многих прибрежных городах был сорван, что привело к многомиллионным убыткам.

По предварительным оценкам, затраты федерального бюджета на ликвидацию последствий уже превысили 10 миллиардов рублей. Однако реальный экологический и экономический ущерб, по расчётам Росприроднадзора, оценивается почти в 85 миллиардов рублей и эта цифра будет расти. 

Медлительность власти и дефицит ресурсов

Сразу после того, как мазут с затонувших танкеров достиг побережья, региональные власти заявили о создании оперативного штаба и привлечении сотен специалистов. Однако вскоре стало очевидно, что масштабы катастрофы, охватившей около 50 км побережья, превышают возможности местного реагирования. Для эффективной ликвидации не хватило ни людей, ни специального оборудования. Почти всю работу по сбору мазута с пляжей в первые дни выполняли волонтёры с лопатами.

По словам научного директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, систематическая работа государственных служб началась лишь на 9-10-й день после катастрофы. Несмотря на это, губернатор Краснодарского края изначально заверял, что регион справляется собственными силами. Федеральный режим ЧС был введён лишь спустя 10 дней, когда стало окончательно ясно, что региональные власти не в состоянии самостоятельно справиться с последствиями. 

Какую угрозу представляет мазут для здоровья человека

Главную опасность для населения прибрежных городов представляют пары мазута, которые образуются в тёплую погоду. При испарении мазут выделяет токсичные ароматические углеводороды, способные вызывать острые отравления с поражением центральной нервной системы, головными болями, тошнотой, головокружением и раздражением слизистых. Длительный контакт с кожей может привести к тяжёлым аллергическим реакциям, дерматиту и экземе. 

Какие угрозы еще ждут Черное море

Главная особенность этой катастрофы — её долгоиграющий характер. Тяжёлый мазут ведёт себя иначе, чем лёгкая нефть. Плотность мазута близка к плотности воды. Он не остаётся только на поверхности, а образует в толще воды и на дне сгустки, похожие на чёрную пасту, по консистенции напоминающую зубную. Водолазы сообщали, что дно во многих местах покрыто этим веществом. Неоднократно такие сгустки обнаруживали даже на одесском побережье – более чем в 600 км от места крушения.


Затонувшие корпуса танкеров, которые планируется поднять только к 2026 году, продолжали протекать месяцами после катастрофы. Спутниковые снимки фиксировали новые пятна вплоть до лета 2025 года. Любой шторм может поднять осевший на дне мазут и снова выбросить его на уже очищенные берега, что и происходило осенью 2025 года.

Часть загрязнения была подхвачена основным черноморским течением и разнесена на сотни километров. Следы мазута обнаруживали у берегов Одессы, в Крыму и, по данным модельных расчётов, он мог достичь даже берегов Турции, Болгарии и Грузии.


Опыт прошлых катастроф, таких как крушение танкера «Престиж» у берегов Испании в 2002 году или авария в Керченском проливе в 2007 году, показывает, что последствия разливов тяжёлых нефтепродуктов могут ощущаться десятилетиями. Токсичные компоненты мазута и тяжёлые металлы, накапливаются в донных отложениях и включаются в пищевые цепи, отравляя жизнь на всех уровнях.

Экосистема Чёрного моря, и без того страдающая от перенасыщения питательными веществами и истощения рыбных запасов, получила новый, мощнейший удар. Потребуются десятилетия систематического мониторинга и восстановительных работ, чтобы оценить и хотя бы частично компенсировать урон.

Ранее «Блокнот Одесса» сообщал, когда в последний раз на одесском побережье замечали опасные загрязнения мазутом.

Алиса Стальская

Актуальные новости Одессы читайте в наших социальных сетях:
ВК Блокнот Одесса
ОК Блокнот Одесса
ТГ Блокнот Одесса


Новости на Блoкнoт-Одесса
Одессановости ОдессыЧерное море
0
0