Одесса Пятница, 10 января
Общество, вчера, 18:04

Распилили на металлолом: почему в Одессе до сих пор нет метро

Распилили на металлолом: почему в Одессе до сих пор нет метро

Разговоры о необходимости метро в Одессе ведутся уже более полувека.

Оно могло бы стать решением транспортных проблем и подтвердить статус города-миллионника. Однако, несмотря на вечные планы и проекты, метро в Одессе так и не появилось. Почему же эта мечта так и не стала реальностью?

Дренажные тоннели вместо метро

Идея построить метро возникла еще в 60-х годах прошлого века. Но Одесса тогда не была миллионником, а значит, по советским нормативам, права на метро не имела. Вместо этого городские власти сосредоточились на развитии наземного транспорта.

В то же время вдоль побережья — от Ланжерона до Аркадии — проложили несколько подземных дренажных тоннелей. Они предназначались для отвода грунтовых вод и предотвращения разрушения склонов. По ним даже ходили электровозы, которые перевозили рабочих и оборудование. Но полноценным метрополитеном это, конечно, назвать нельзя.

Более того, в 90-е все оборудование распилили на металлолом. Так что даже такое метро не удалось реализовать.

Проект 80-х: шаг вперед и два назад

К 70-м годам население города стремительно росло и приблизилось к миллиону. Это дало повод вернуться к идее строительства метро. К тому же географически Одесса была идеальным кандидатом: город же вытянут вдоль побережья, так что проложить одну длинную осевую линию, соединяющую основные жилые массивы — не так уж и сложно.

В 80-х специалисты «Ленметрогипротранса» даже начали проектировать первую линию Одесского метро. Она должна была пройти от Черноморки до поселка Котовского, минуя ключевые районы города, такие как Таирово, вокзал и центр. Но внезапно проект заморозили. По решению Константина Черненко, тогдашнего генсека КПСС, Одесса была исключена из списка городов, где планировалось строить метро. Вместо нее средства направили на развитие метро в Ростове-на-Дону, Челябинске и Красноярске.



Невыполненные обещания

После развала СССР экономическая ситуация в стране ухудшилась, и о строительстве метро временно забыли. Однако уже в конце 90-х годов начали обсуждать альтернативные варианты. Так, инженер Виктор Беликов предложил проект монорельса — подвесной железнодорожной линии, которая должна была соединить Морвокзал и Приморский бульвар. Но и этот проект остался только на бумаге.

В начале 2000-х снова появились планы строительства метро. Однако из-за отсутствия финансирования и поддержки со стороны государства их реализация так и не началась.

«Север-Юг» — замена метро?

В 2022 году в Одессе запустили трамвайный маршрут «Север-Юг», который должен был стать альтернативой метро. Он соединял крупнейшие спальные районы с центром города. Но уже через год маршрут закрыли. Спуск Маринеско (ныне Блажко), по которому проходил трамвай, начал проседать. На его ремонт город ранее потратил 72 млн гривен.

Так будет метро в Одессе или нет?

Проект метро продолжает оставаться частью генплана города, но перспективы его реализации весьма туманны. Экономика в стране, отсутствие четкой стратегии и продолжающийся военный конфликт делают эту идею все более нереализуемой.

Но одесситы не теряют надежды, что к 2031 году метро все же появится и избавит город от пробок и устаревших маршруток.

Новости на Блoкнoт-Одесса
Одессаметрообщество
0
0